Воскресенье, 21 января 2018

Год кино

    2016 год в России объявлен годом кино. В Ливнах нет киностудий и никогда не снималось игровое кино. Тем не менее, ливенцы в разные годы внесли достойный вклад в развитие российского кинематографа. Мы вас познакомим с биографиями наших земляков, чья судьба связана с историей российского кино в течение этого года.


    Тезавровский Владимир Васильевич (1880 – 1955)

    Родился Владимир в Ливнах в 1880 году. Он был единственным ребенком в семье. Родители Тезавровского: отец – Тезавровский Василий, служащий городской управы, имел звание "губернский секретарь", мать – Тезавровская Мария Илларионовна. Мать он не помнил, т.к. она умерла, когда Володе было всего два года. Через два года после смерти матери умер и отец мальчика. После этого он жил в «чужих людях», был в приюте. Позднее учился в Ливенском реальном училище (ЛРУ). В училище с 3-го класса начал зарабатывать увеличением портретов, перерисовывая их с фотографий. Получалось хорошо, т.к. Володя обладал незаурядными способностями к рисованию. В училище окончил 6 классов, т.е. не полный курс.

    Получить среднее образование, а затем и высшее, решил в Петербурге, куда переехал вскоре после завершения учебы в ЛРУ. Здесь два с лишним года самостоятельно готовился к сдаче экзаменов экстерном на аттестат зрелости, чтобы затем поступить в ВУЗ. Но подготовка шла плохо. Володя увлекся изучением «Капитала» К.Маркса в студенческих кружках. Дело дошло до того, что его арестовали за участие в студенческих волнениях, и в 1901 году выслали из Петербурга. Экзамены на получение аттестата зрелости сорвались, а путь к высшему образованию был отрезан.

    Тезавровский переехал в Москву, где поступил учиться в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Здесь он пробыл три года, но не окончил училище, хотя проявил довольно приличные способности к живописи. Причиной было его страстное увлечение театром. Тезавровский был принят в студию МХТ, в которой проучился три года. По окончании школы при театре в 1905 году Владимир, единственный из всего выпуска, сразу был принят в основную труппу театра.

    В 1905-18 годах - актёр МХТ. За 13 лет работы в МХТ Владимир Васильевич выезжал с основной труппой театра на гастроли в Германию, сыграл несколько разноплановых ролей на основной сцене. (Роли: Кот ("Синяя птица" Метерлинка), Озрик ("Гамлет"), Шааф ("Месяц в деревне" Тургенева), Ракитка («Братья Карамазовы» Достоевского) и др.). В это же время работал в обеих школах МХТ преподавателем. Здесь же он впервые попробовал себя в роли режиссера. Первой его режиссерской работой была чеховская «Ведьма».

    После революции в 1917 году Тезавровский В.В. разошелся во взглядах на театр с К. Станиславским и ушел из МХТ, решительно порвав с академизмом, как он писал позднее. К тому же Владимир женился, и молодые ждали ребенка. По этим причинам они с женой переехали в 1918 году на родину супруги в Одессу. Здесь у них в 1918 году родился сын Василий, ставший впоследствии летчиком-испытателем. (Погиб во время испытаний самолета в 1949 г.).

    В Одессе Тезавровский работал в Одесском театральном техникуме, а вскоре вместе с В.К. Татищевым организовал художественную студию (по образцу 1-ой студии МХТ). И в техникуме и в студии он был страстным пропагандистом системы Станиславского. Затем он создал и работал режиссёром в театре «Массодрама», который позднее был преобразован в одесский театр «Русская драма». В этом театре Тезавровский проработал до 1925 года.

    Работая в театрах и студиях, Тезавровский не пренебрегал работой в различных самодеятельных драматических коллективах, постоянно стремился быть связанным с самодеятельными кружками. Это сотрудничество с самодеятельными артистами он считал важным принципом своей творческой деятельности.

    В Одессе Тезавровский работал так же режиссером на Одесской кинофабрике. В кино им были сделаны постановки фильма «Женщина без головы» с Мариусом Петипа в главной роли и кинокартины «За Красную Армию». Как киноактер он снимался в Москве в фильме «Вражья сила» в роли кузнеца Еремки и в Харькове в кинокартине «За Красную Армию» в главной роли украинца-крестьянина.

    В августе 1925 г. по предложению К. С. Станиславского Тезавровский выехал в Москву для участия в организации новой оперной студии-театра и был назначен режиссером-администратором этой студии. Два года Владимир Васильевич под руководством К. С. Станиславского вел работу по созданию нового оперного тетра в Москве. У Станиславского он обучал молодежь дикции и гриму и сам изучал постановочную работу. Позднее эта театр-студия им. К. С. Станиславского стала составной частью Московского академического музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, созданного в 1941 году.

    В 1927 году по стечению обстоятельств Тезавровский покинул оперную студию и два года сотрудничал с центральным профсоюзом горнорабочих СССР. За эти годы во всех горняцких районах он руководил подготовкой шахтерских дворцов культуры к празднованию 10-летия Октябрьской революции, а также обучением руководящих кадров шахтерской самодеятельности сценическому искусству. После этого он работал в Свердловске в театре "Красный факел", который переехал туда из Одессы. Здесь он поставил спектакли "Рельсы гудят" Киршона, "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского, "Аристократы" Погодина и др.

    В 1930 – 1932 годах Тезавровский В.В. работал в Минске. Сначала в Белорусском государственном театре-2 он поставил «Первую Конную». Спектакль был восторженно встречен публикой, а воинские части Белоруссии наградили театр четырьмя Красными Знаменами. Через год после постановки «Первой Конной» Тезавровский начал работать художественным руководителем в государственном театре оперы и балета. Он был первым оперным режиссером белорусской оперы и ее основателем. Поставил в Минске, когда там никто в это не верил, с большим успехом первые оперные спектакли : «Золотой петушок» и «Евгений Онегин».

    В 1932 – 1934 годах Тезавровский В.В. был режиссером и руководителем музыкально-драматического вещания в Московском радиоцентре.

    В сезоне 1934-1935 годов он поставил несколько спектаклей в Тбилисском государственном театре оперы и балета и стал фактически создателем грузинской оперы.

    Последующие 10 лет Тезавровский В.В. работал в Московских областных театрах. Был художественным руководителем Московского областного драматического театра. В 1941-46 гг. - главный режиссёр Московского областного театра юного зрителя. Поставил в этом театре спектакли: "Пионер Павел Морозов" Яковлева, "Илья Муромец" Павленко и Радзинского, "Бедность не порок" Островского, "Голубое и розовое" Бруштейна, "Меч Китая" Маляревского.

    В 1945 году Тезавровскому В.В. за заслуги в театральной деятельности было присвоено звание Заслуженного артиста России. К этому времени, 40-летию своей сценической деятельности, Владимир Васильевич поставил более 50-ти спектаклей различного жанра от «Сверчка на печи» Диккенса и «Свои люди – сочтемся» Островского до «Пионера Павла Морозова» Яковлева и «Любови Яровой» Тренева. Последние годы своей жизни Тезавровский В.В. провел Одессе, где работал в одесском ТЮЗе.

    Умер Тезавровский В.В. в 1955 г.



     Опрос населения по оценке эффективности деятельности



    Каталог организаций