Пятница, 16 ноября 2018

Первый Ливенский банк

    Первый Ливенский банк

    (Формат *.pdf)

    13 августа 2015 года исполнилось 150 лет со дня появления в Ливнах первого банка.

    В первой половине XIX-го века в России серьезно сдерживали процесс экономического развития в регионах ограниченность частных капиталов и недостаток кредитных учреждений. В период с 1833 по 1864 год в Орловской губернии, как, впрочем, и в большинстве губерний России, банковские учреждения для кредитования торговли и промышленности отсутствовали. Купечество пользовалось частным кредитом и ссудами банковских учреждений других регионов.

    До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи. Открыть банк по существовавшим тогда в России законам было непросто.

    После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита.

    С целью облегчения процесса открытия банков Российским Императором 06 февраля 1862 года было утверждено новое "Положение о Городских Общественных Банках", которое позволяло относительно несложно открыть банк в любом городе.

    Теперь все банки могли действовать на основании типового устава, содержавшегося в этом законоположении. В типовом Уставе Городского общественного банка содержались, в том числе следующие статьи:

    - Банк принадлежит к числу городских общественных учреждений и подчиняется установленному порядку непосредственных сношений городского общественного управления с правительственными установлениями и лицами.

    Банк действует под наблюдением и ответственностью городской думы, пред которою и обязан отчетом в своих действиях.

    - По постановлению городской думы, банку может быть присвоено наименование по фамилии лица, жертвующего капитал на учреждение банка.

    - Банк, с разрешения городской думы, может открывать временные агентства на ярмарках в соседних промышленных пунктах и городах, где нет городских общественных банков.

    - Делами банка заведует правление, состоящее из директора и его товарищей, в числе не менее двух.

    Правление банка избирается городскою думою на четырехлетний срок. На тот же срок избираются городскою думою также два кандидата к товарищам директора. Состав товарищей директора обновляется, на основании правил Городового положения, через каждые два года. Выбывающие члены правления могут быть избираемы вновь.

    - За отсутствием директора банка, обязанности его исполняет один из его товарищей, по взаимному между членами правления соглашению, а обязанности товарища директора исполняет один из кандидатов. Последний во время исполнения должности товарища директора пользуется всеми его правами и несет все его обязанности.

    Члены правления пользуются отпусками в порядке, устанавливаемом городскою думою.

    - Должности директора городского общественного банка и его товарищей и звание кандидатов к ним несовместимы: 1) со званием гласного городской думы; 2) с должностями: городского головы, членов городской управы, секретаря городской думы и служащих в городском общественном управлении на жалованьи, и 3) с должностями в других кредитных учреждениях государственных, общественных и частных.

    - Членами правлениям банка и кандидатами к ним не могут состоять одновременно: отец с сыном, дед с внуком, родные братья, тесть с зятем, а также участники одной торговой фирмы. Равным образом, лица, состоящие между собою в указанных настоящею статьею родственных или торговых отношениях, не могут одновременно занимать должности городского головы или члена городской управы и должности директора банка, или его товарища.

    - Заведование кассою банка возлагается на одного из товарищей директора, по назначению правления, или на кассира от ответственной артели.

    - Членам правления и кандидатам к ним, во время замещения последними должностей членов правления, присваивается, по постановлению городской думы, вознаграждение или в виде определенного жалованья, или в виде отчисления в раздел между ними указанной думою доли чистой прибыли , или же в виде соединения того и другого способов.

    - При правлении, для ведения делопроизводства и счетоводства, состоит канцелярия из необходимого числа лиц, определяемых и увольняемых правлением банка и получающих содержание из средств банка. Смета расходов по содержанию банка, по представлению правления, утверждается городскою думою. К составу служащих в канцелярии банка применяются правила статьи 9 об ограничениях по родству.

    - Директор и его товарищи, кандидаты к ним, члены учетно-ссудного комитета и ревизионной комиссии, а также прочие служащие в банке лица при вступлении в должность обязываются письменным обещанием хранит в тайне все, касающееся операций банка и его счетов.

    - Для определения благонадежности векселей и обязательств, представляемых к учету для оценки товаров при ссудах и для ведения списков кредитующихся в банке лиц обязательно учреждается при банке учетно-ссудный комитет, состоящий не менее, чем из пяти членов.

    - Члены учетно-ссудного комитета избираются городскою думою на два года, с тем, чтобы ежегодно избиралась половина общего числа означенных членов.

    Способы и размер вознаграждения членов комитета, если бы в таком вознаграждении представилась надобность, определяются думою.

    В члены учетно-ссудного комитета не могут быть избираемы: городской голова, члены городской управы, секретарь городской думы и лица, служащие в городском общественном управлении на жаловании. Членами учетно-ссудного комитета не могут также состоять лица, находящиеся между собою в родственных или торговых отношениях, указанных в статье 9.

    В члены учетно-ссудного комитета могут быть избираемы гласные городской думы в числе, однако, не превышающем половины общего числа членов учетно-ссудного комитета.

    - Заседания учетно-ссудного комитета происходят под председательством директора банка, при участии, по крайней мере, одного из товарищей директора и трех членов комитета.

    Капитал городских общественных банков должен был составлять не менее 10 тыс. рублей. Хотя капитал таких банков, складывавшийся из общественных средств, мелких пожертвований и небольших взносов частных лиц, был невелик, эти банки оказались достаточно активными и просуществовали практически до революции. В учреждении городских общественных банков немаловажную роль играли торговые фирмы. Банки находились под контролем городских дум. Сохранность вносимых в них вкладов гарантировалась городским имуществом.

    После принятия нового закона городские общественные банки стали открываться в разных концах страны и не только в крупных городах – центрах губерний, но и в уездных городах. Процесс этот шел стремительно, и к началу 1868 г. в Российской империи было почти 160 банков.

    Ну а в начале процесса банкизации России в 1863 году из столицы были разосланы директивы во все губернии с требованием создания Городских общественных банков. Поступило такое указание и в Орел. Орловский губернатор разослал в крупнейшие города губернии свои предложения с просьбой рассмотреть вопрос о создании банков. Поступила такая бумага и в Ливны.

    20 декабря 1864 года Ливенская Ратуша направила Орловскому губернатору рапорт, в котором просила его разрешить открыть в Ливнах по приговору обществ купцов и мещан городской общественный банк .

    На основании этого обращения деловой элиты города Губернатор испросил разрешение у центральных властей на создание в Ливнах Городского общественного банка. Губернатор обратился в МВД, оттуда документы пошли в Минфин, которое было не против открытия банка в Ливнах. Это разрешение Минфина датируется 31.07.1865 г .

    Можно констатировать, что «31 июля 1865 г. разрешено было от¬крыть в г. Ливны общественный банк, с предоставлением сему банку произво¬дить следующие операции: прием вкладов, учет векселей и выдачу ссуд под разные залоги» .

    А в начале сентября 1865 года Ливенской Ратушей было сформировано в соответствии с Уставом банка на основе выборов от 10 сентября первое руководство Ливенского городского общественного банка. Директором был назначен купец 2-ой гильдии Говоров Степан Андреевич, кандидатом купец Семен Иванович Аксенов и два товарища директора (заместителя) .

    Так в Ливнах начал функционировать первый в истории города банк.

    Становление банка происходило быстро. Ливенский городской общественный банк в 1877 году имел следующие показатели работы (руб.):

    Приход – 1305144 руб.; расход – 1295756 руб. Оборот средств в Ливенском банке был 3-им среди банков губернии, да и по другим показателям он был на третьем месте после банков Орла и Ельца.

    Основной капитал Ливенского банка составлял в том году 87678 руб.; запасной капитал – 15625 руб. В течение года банк принял в качестве вкладов клиентов 606418 руб. и выдал ссуды на сумму 207240 руб.

    Прибыль Городского банка за 1877 год составила 52683 руб. В казну города банк перечислил – 5120 рублей .

    Развитие городского хозяйства и предпринимательская деятельность жителей города со временем потребовали от банка расширения его возможностей. В 1884 году на основании ходатайства ливенской городской думы министр финансов России по соглашению с министром внутренних дел, признал возможным разре¬шить ливенскому банку производить, кроме операций, которые были разрешены банку, еще следующие: а) покупку и продажу за собственный счета государственных, процентных бумаг и облигаций, пользую-щихся гарантией правительства; б) залог принадлежащих банку процентных бу-маг в других кредитных учреждениях, и в) перезалог в других кредитных учреждениях процентных бумаг, принятых в залог от частных лиц» .

    В 1911 г. в России насчитывалось 286 городских банков, из них 46 находились в губернских городах. Среди этих банков был и Ливенский городской общественный банк.


    Ст. научный сотрудник ЛКМ Ю. Бондарев




     Опрос населения по оценке эффективности деятельности



    Каталог организаций

    Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации